Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Науки о Земле». Earth Sciences

Расширенный поиск

СРАВНЕНИЕ НАЗЕМНОГО ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ С ФОТОГРАММЕТРИЕЙ С БПЛА ПРИ СЪЕМКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЯКУТИИ

https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.24.4.015

Аннотация

В настоящее время картография и дистанционное зондирование стремительно развиваются в связи с появлением различных современных технологий. ГНСС технологии позволили определить местоположение объекта в пространстве с точностью до первых сантиметров, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) дали возможность получения разновременных аэрофотоснимков местности и существенно снизили временные затраты на полевые исследования, лазерное сканирование (Лидар) позволило проводить съемку местности с точностью до миллиметров. С целью мониторинга геокриологических процессов на автомобильных дорогах, летом 2021 г. нами были проведены съемки участков с наземного лазерного сканера (НЛС) Trimble TX8 и с помощью БПЛА DJI Phantom 4 Adv RTK/PPK с дополнительным на борту высокоточным геодезическим GNSS приемником EmlidReach RTK, в большинстве которых идет в термокарстовый процесс. На исследуемых участках на дорожном полотне наблюдаются просадки, которые формируют волнистую поверхность на автодороге. Причиной образования такой поверхности является вытаивание подземных льдов и образования просадочного микрорельефа - былларов. Эти просадочные формы рельефа имеют отчетливый полигональный рисунок. Проведен сравнительный анализ затрат времени и точность съемки каждого метода. Как показал анализ, во всех этапах временные затраты на съемку с НЛС оказались больше примерно в 2 раза. Несмотря на большие временные затраты, самым важным и огромным преимуществом НЛС перед БПЛА является высокая точность сбора, близкая к реальным значениям рельефа. В зависимости от поставленных целей и задач данные методы съемки можно использовать, как по отдельности, так и в комплексе, где они прекрасно дополняют друг друга. На данном этапе исследования мы получили первичные данные о поверхности, для ежегодного мониторинга просадки дорожного полотна.

Об авторе

Н. И. Башарин
Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН
Россия


Список литературы

1. Башарин Н.И. Применение беспилотных летательных аппаратов для оценки активизации термокарста / Н.И. Башарин, Л.С. Егорова, Н.Ф. Васильев, Н.А. Федоров, А.Н. Федоров // Вестник СВФУ. Серия «Науки о Земле». - 2020. - № 3(19). - С. 36-44.

2. Agisoft LLC. Руководство пользователя Agisoft PhotoScan: Professional Edition, v. 1.2. - 2016. - 119 с.

3. Barber C.P., Shortrudge A.M. Light Detection and Ranging (LiDAR) - Derived Elevation Data for Surface Hydrology Applications, Institute of Water Research. - Michigan State University, 2004.

4. Исаков А.Л. Анализ применения метода наземного лазерного сканирования при съемке лавиноопасных участков железных дорог / А.Л. Исаков, С.С. Шевчук, В.И. Юрченко // Известия Транссиба. - 2012. - вып. 1(9). - С. 92-98.

5. Trimble Inc. Руководство пользователя Trimble RealWorks 11.0. - 2018. - 1747 с.


Рецензия

Для цитирования:


Башарин Н.И. СРАВНЕНИЕ НАЗЕМНОГО ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ С ФОТОГРАММЕТРИЕЙ С БПЛА ПРИ СЪЕМКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЯКУТИИ. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Науки о Земле». Earth Sciences. 2021;(4):53-60. https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.24.4.015

For citation:


Basharin N.I. COMPARISON OF TERRESTRIAL BASED LIDAR WITH UAV PHOTOGRAMMETRY WHEN SURVEYING ROADS IN YAKUTIA. Vestnik of North-Eastern Federal University Series "Earth Sciences". 2021;(4):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.24.4.015

Просмотров: 714


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-8751 (Online)